Общие вопросы

Мы ходили в развивающий центр с элементами Монтессори, а чем Вы отличаетесь от них?
Montessori General questions

Мы рады, что вы интересуетесь ранним развитием своего ребенка, при этом хотим отметить, что Монтессори является целостной системой и наличие ее элементов в каком-либо детском развивающем центре или детском саду это, конечно же, позитивное явление, однако такой подход не приведет к желаемым и ожидаемым результатам. Согласитесь, если человек бессистемно изучает английский язык и при этом концентрируется только на глаголах или существительных, то он никогда не сможет нормально общаться или писать на английском языке. Поэтому абсолютно не правильно вырывать из системы Монтессори некоторые ее моменты и пытаться скрестить их с другими концепциями развития детей. Такой подход может потенциально иметь и обратный эффект.

Для полного и гармоничного развития Вашего ребенка необходимо искать те детские развивающие центры или детские сады, у которых есть в наличии полный комплект Монтессори материалов для каждой возрастной группы, которые имеют опытных педагогов и приспособленное помещение. Помните, что наличие в детском развивающем центре/детском саду какой-то части Монтессори материалов не дает ему право называться Монтессори центром. Мы одна из немногих школ Монтессори, которая располагает полным комплектом Монтессори материалов для детей от 0 до 3 лет и полным комплектом Монтессори материалов от 3 до 6 лет. Приходите и Вы сможете в этом убедиться.

«Успехи, достигнутые малышом, так велики, что трехлетнего ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы 60 лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года»
— Мария Монтессори
Почему Вы считаете, что размер помещения столь важен в развивающем процессе?

Мы понимаем, что некоторые родители привыкли к маленьким развивающим центрам, в которых на одного ребенка приходится всего 1 или 2 кв.м., но дело в том, что это в корне не правильно, потому что на двух метрах индивидуальной площади невозможно эффективно заниматься. Маленькие окна, низкие потолки, а также туалет и умывальники для взрослых — эти условия не позволяют ребенку успешно развиваться, все это давит на малыша, дает ему понять, что он всего лишь гость, а не полноправный хозяин. Для полноценного умственного развития и развития моторно-двигательной системы необходимо много пространства. По стандартам Монтессори на одного ребенка должно приходиться не менее 5-8 кв.м. зоны развития (не учитывая раздевалку и туалет). В принципе такие стандарты должны применяться ко всем развивающим центрам, но они игнорируются из соображений экономии или получения дополнительной прибыли. Также мы не считаем возможным занятия с детьми в обычных квартирах или неприспособленных помещениях.

По нашему мнению развивающие центры, которые находятся в городских квартирах не соответствуют никаким стандартам, не говоря уже о стандартах Монтессори.

Каждое наше помещение имеет общую площадь 150 кв.м. из которой 120 кв.м. составляет полезная, рабочая зона, поэтому мы можем принять до 20 нормализованных детей (т.е. дети которые знают основы поведения, соблюдают правила и принципы Монтессори) или 15 ненормализованных детей. Новые дети, которые не знакомы с системой Монтессори, должны вначале пройти адаптацию к новым условиям, осознать свободу действий и огромную ответственность, которая за этим кроется.

Помните, что для успешного развития ребенка помещение детского садика, развивающего центра и уж тем более школы Монтессори должно быть полностью приспособлено для маленьких детей. Поэтому потолки в наших помещениях выше чем в обычных квартирах, окна очень большие и светлые, закуплена детская мебель, а  умывальники, унитазы и дверные ручки у нас расположены на уровне Вашего ребенка. Мы одна из немногих школ Монтессори, которая соблюдает стандарты Монтессори, мы сделали все возможное, что бы Вашему ребенку было у нас легко, удобно и комфортно, и ничего не отвлекало ребенка от занятий.

Почему Вы критикуете поощрение или наказания, как инструмент стимулирования ребенка?

Дело в том, что один из основополагающих принципов системы Монтессори является свобода выбора и ориентация на индивидуальные возможности каждого ребенка. Обучаясь в детском саду по системе Монтессори ребенок соревнуется с собой вчерашним, а не с другими детьми в группе. Кроме исключения наказания и поощрения, также не допускается навязывание или излишнее завлечение ребенка, что сейчас очень широко используется в обычных детских садах и детских развивающих центрах, потому что все это влияет на внутреннюю волю ребенка и манипулирует его сознанием. Негативным моментом может быть и то, что ребенок привыкает к поощрениям, наказаниям или «завлечениям», а это приводит к зависимости от других людей или подобных манипуляций. Намного лучше развивать независимость ребенка и лидерские качества, чем сознательно развивать в детях зависимость и подверженность чужому влиянию.

Мария Монтессори создавала такие условия, в которых у ребенка совершенно естественно возникало желания развиваться и учиться. Когда ребенок видит, как другие занимаются, у него проявляется внутренняя тяга и воля к учебе. Внутренняя потребность узнать что-то новое, любовь к учебе, уверенность в своих силах и самостоятельность это те качества, которые ребенок воспитывает в себе сам, поэтому главной задачей взрослых является создание всех условий для его развития.

Правда ли, что система Монтессори предназначена только для детей с отклонениями в умственном развитии?

Действительно, Мария Монтессори начинала работать с детьми-олигофренами. Они побудили ее изобрести специальные дидактические материалы – очень красивые разнообразные предметы, манипулируя которыми, дети в течение года достигли уровня нормально развивающихся ровесников. И тогда Монтессори задумалась: что же за этот год смогут сделать для своего развития обычные, здоровые дети, если им предоставить возможность выбора и самостоятельности? Применив этот метод к здоровым детям, было отмечено огромное опережение развития детей по отношению к сверстникам.

Правда ли что детей можно перегрузить знаниями, что в свою очередь может негативно повлиять на его развитие?

Зачастую ребенок с двух-трех лет начинает посещать детский сад, где ему приходится привыкать к часто меняющимся воспитателям и учиться общаться с группой таких же малышей, как он сам, также его отправляют на курсы английского, в спортшколу и на занятия по подготовке к школе,  хореографии, рисования, английского, французского или музыки.  Родители злоупотребляют и «пичкают» ребенка знаниями без разбора и ограничения и тянут на кружки, где его ЗАСТАВЛЯЮТ заниматься и «развиваться», а это приводит к стрессу и может привести к тому, что ребенок закроется в собственном мире и остановится в своем развитии.

Также попытка сконцентрироваться на чем-то одном или слишком сильно развить один навык ребенка приводит к тому, что другие навыки остаются без должного внимания, нарушается гармоническое и комплексное развитие ребенка. Детские дошкольные учреждения должны концентрироваться на сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей, всестороннее общее развитие, становление личности ребёнка, развитию восприятия, воображения, не допускать давления или насилия над личностью ребенка, формировать лидерские качества. Уже в начальной школе должны формироваться практические навыки чтения, письма, счёта и т.д. Попытка заставить, заинтересовать или замотивировать ребенка учиться письму, счету или другим школьным дисциплинам зачастую имеет прямо противоположный эффект и приводит к стрессу. Дети могут отказываться подчинятся желаниям взрослых или впадать в депрессию, что в свою очередь часто приводит к психологическим проблемам и серьезному отставанию в развитии.

Согласно исследованиям, 13% детей страдают от немотивированной тревоги, зачастую связанной со стрессовыми состояниями. Медики считают, что хронический стресс может вызвать изменения в лобной доле коры головного мозга, которая играет свою роль в контроле за поведением: результатом может быть хроническая тревожность и предрасположенность к депрессиям. В возрасте года малыш может отказываться от еды, двух-трехлетние дети могут проявлять неожиданную немотивированную агрессию, в детсадовском возрасте признаком стресса может быть развивающаяся бессонница. Дети, обнаружившие большую предрасположенность к стрессу, чаще заболевают респираторными заболеваниями, чем их более эмоционально уравновешенные сверстники. Медики утверждают, что стресс, стимулирующий выработку гормонов, которые поднимают потребность организма в сахаре и жире, может увеличить риск возникновения у ребенка диабета и появления избыточного веса.

Как только за детьми начинают присматривать чужие люди или они начинают ходить в ясли, им постоянно приходится подстраиваться под разных взрослых, под их правила и ожидания. Но в этом возрасте ребенку еще сложно донести до окружающих, чего же он хочет, и отнюдь не каждый взрослый в состоянии понять его по поведению и по первым словам. Поэтому такой принцип системы Монтессори, как свобода выбора, прекрасно развивает детей и не допускает возможности перегрузить ребенка или причинить ему стресс. Ребенка не тянут за руку к материалам, никто не заставляет что-то делать, никто не сравнивает успехи ребенка с другими детьми. В любой момент можно отдохнуть или взять другой материал, который развивает совершенно другой навык. Не скроем, что мы работали и будем работать с детьми, которые пострадали от перегрузки и стресса, некоторые из них существенно отстают, другие чрезвычайно активны. Наш опыт показывает, что таким деткам нужно дать больше времени на адаптацию и, в последствии, они выходят из стресса и даже догоняют своих сверстников в развитии. Позитивные результаты работы с такими детками нас воодушевляют, а, тот факт, что психологи и детские врачи направляют детей в нашу школу Монтессори подтверждает нашу высокую квалификацию и умения.

Разве может иностранная методика обучения детей эффективно применятся в Украине или России?

Ценность Монтессори метода как раз и состоит в том, что его легко перенести из одной культуры в другую, потому что он опирается на базовые потребности ребенка, не зависящие от национальных различий. В какой бы стране мира мы ни оказались, Монтессори класс всегда узнаваем. И в японской, и в украинской школах Монтессори обязательно есть материалы, обучающие детей пользоваться столовыми приборами. При этом украинский ребенок будет оперировать ложкой, а японский – палочками, действуя в рамках своей культуры. Но с одинаковым рвением они будут выстраивать друг за другом кубики розовой башни – одного из классических Монтессори материалов.

Почему среда Монтессори класса не имеет ничего общего с реальной жизнью?

Как раз наоборот, ведь, в обычном детском саду и начальной школе ребенок манипулирует с игрушечными моделями реальных предметов и учится через игровые ситуации. А в детском саду Монтессори он чистит настоящие ботинки настоящим кремом, гладит настоящее белье горячим утюгом, ставит опыты в настоящей лаборатории и печатает настоящие сборники собственных текстов. Поэтому Монтессори среда является проекцией реальной действительности. Причем ребенок получает свой жизненный опыт в условиях любви, принятия и понимания. Благодаря чему у таких детей отсутствуют комплексы, которые так мешают жить.

Готовы ли Монтессори дети к реальной жизни?

Мария Монтессори считала бесполезным «готовить детей к жизни», поскольку жизнь непредсказуема. Как бы вы хорошо ни приготовились, неожиданное событие застанет вас врасплох. Научиться жить можно только, привыкнув быстро принимать решения. А для этого ребенок должен действовать свободно. Только свободный человек способен справиться с непредвиденным. Только свобода помогает постичь суть общественных отношений. В классе, где дети вынуждены сидеть молча и неподвижно, не могут возникнуть инициативность и свободное мышление.

В школах, развивающих центрах и детских садах, работающих по системе Монтессори дети с самого маленького возраста приучаются проявлять активность, инициативность (так как они сами выбирают материал, с которым занимаются) и свободное мышление (ведь дети могут свободно экспериментировать не только в рамках одного учебного материала, они могут комбинировать, сочетать и соединять различные материалы, расширяя и дополняя свои знания).

Почему с одной стороны в школе Монтессори детям все дозволено, что граничит с полной анархией, а с другой стороны дети ведут себя слишком правильно, что похоже на специальное натаскивание?

Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так – «свобода в дисциплине». Можно все, что не вредит здоровью и независимости окружающих.
В этих пределах ребенок волен выбирать, что он будет делать и как долго, а также с кем он будет работать.

Правда ли, что Монтессори педагог ничего не делает на занятиях, а только ходит между работающими детьми и наблюдает?

Действительно, в школах Монтессори нет уроков в общепринятом смысле, когда педагог объясняет изо дня в день что-то всему классу. Чаще это происходит наедине с конкретным ребенком, осваивающим новую информацию через очень короткий индивидуальный урок. Мастерство Монтессори педагога определяется не его способностью давать уроки (хотя и это он, конечно, тоже может), а его умением наблюдать свободное развитие детей и создавать специальные материалы, помогающие этому развитию, организовывать учебное пространство и время так, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.

Задача педагога – помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим, уникальным путем.